НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РАЗРАБОТКЕ БЕЗОПАСНЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ КОЖИ

Трудные мили перестройки

Выставка SAPE 2019, Сочи
Заканчивается двенадцатая пятилетка — рубежный этап в жизни нашей страны: финал директивного планирования и старт рыночной экономики. Что принес этот период коренных преобразований морскому транспорту — какие проблемы, какие достижения?

Одна из самых острых проблем — обновление флота. В одиннадцатой и двенадцатой пятилетках резко снизились темпы поставок транспортных судов как с заводов Минсудпрома СССР, так и по импорту, что привело к старению тоннажа и снижению его конкурентоспособности на внешнем рынке.

В 1986—1989 гг. пароходства списали 286 морально и физически устаревших судов дедвейтом 3,1 млн. т, а получили с заводов Минсудпрома СССР и по импортным поставкам 115 — дедвейтом 1,5 млн. т. Учитывая затянувшееся сложное положение с пополнением флота, а также прекращение поставок судов из стран Восточной Европы, было решено, используя потенциал АКП «Совкомфлот», организовать строительство судов на верфях развитых капиталистических стран. Для этого мобилизовали практически все валютные средства централизованного фонда министерства и пароходств, а также привлекли кредиты иностранных банков под лицензии Внешэкономбанка СССР и гарантии Минморфлота СССР.

В результате заключены контракты с судостроительными фирмами Японии, Южной Кореи, ФРГ, Турции, Португалии и других стран на создание в 1989—1995 гг. 132 судов различного типа. Для перевозок пассажиров закуплено 6 катамаранов, которые будут эксплуатироваться в Северном, Черноморском, Новороссийском и Дальневосточном пароходствах.

Все это позволило сохранить позиции морского транспорта, несмотря на сложное экономическое положение нашей страны Проститутки Иваново. Во многом тому способствовало и развитие различных форм хозрасчета на предприятиях и в организациях отрасли. Так, по второй модели работают коллективы Грузинского и Новороссийского пароходств, на аренду перешел Ильичевский СРЗ. Распространение получили разнообразные виды подряда, внутрихозяйственной аренды.

Казалось бы, дальнейшие шаги очевидны, но... появляется распоряжение Совета Министров СССР, запрещающее сдачу в аренду пароходств, портов и входящих в их состав структурных единиц и подразделений, отрядов АСПТР, высших учебных заведений, гидрографических предприятий, транспортных, пассажирских, ледокольно-транспортных, научно-исследовательских и учебно-производственных судов пароходств, спасательных судов и судов портового флота, перегрузочных комплексов.

Какие-то из этих запретов бесспорны, многие же вызывают сомнения. Свидетельство тому — упорное стремление коллектива Балтийского пароходства перейти на арендные отношения.